Как получить максимум от ваших колонок

1 месяц назад
265

Как получить максимум от ваших колонок?

Как известно, колонки взаимодействуют с акустикой помещения, в котором они используются. Оптимизация их расположения в этом помещении приносит значительные результаты. Дешевые колонки, оптимально настроенные, могут превзойти более дорогие модели.

За годы я разработал библиотеку тестовых сигналов, которые облегчают настройку колонок на слух. Я сделал этот набор сигналов доступным на моем CD «Выбор редактора & Тестовый CD» (Stereophile STPH016-2), выпущенном в июле 2003 года.

В этой статье я предлагаю, как эти сигналы можно использовать наилучшим образом. CD, который также содержит подборку чистых музыкальных записей, которые я сделал между 1998 и 2002 годами, можно приобрести онлайн на странице электронной коммерции этого сайта за $9.97 плюс доставка.

Обратите внимание, что я не делаю различий между напольными колонками «башнями» и так называемыми «полочными» конструкциями - худшее место для полочной колонки - это на полке. С очень немногими исключениями, все колонки работают лучше всего в помещении, вдали от границ помещения. Единственное реальное отличие между «башней» и «полочной» моделями в том, что последние должны быть размещены на стойках, хотя это дает вам некоторую дополнительную гибкость при оптимизации размещения. Также обратите внимание, что в этой статье я полностью игнорирую вопрос домашней совместимости и блаженства - если оптимальные позиции колонок конфликтуют с необходимостью гармоничных отношений с вашим партнером, я должен оставить это решение вам.

Треугольники и фаза

Целые книги были написаны о связи между колонками и акустикой помещения, но отправной точкой для любой успешной настройки является расположение двух колонок и вашего кресла для прослушивания в виде вершин равностороннего треугольника; то есть колонки находятся на таком же расстоянии друг от друга, как и от вас. Позиция вашего кресла, вероятно, фиксирована, но чтобы выбрать начальные точки для позиций колонок, вот совет, который я впервые услышал от основателя Stereophile Дж. Гордона Холта: пока друг сидит в кресле для прослушивания и говорит, подойдите к месту, где вы думаете разместить свою левую колонку, и присядьте так, чтобы ваши уши были на уровне рта вашего друга. Там, где голос вашего друга звучит наиболее естественно, должна быть ваша начальная позиция для этой колонки; пока просто направьте ее на позицию прослушивания. Затем разместите правую колонку, чтобы сформировать упомянутый ранее равносторонний треугольник, снова направленный на позицию прослушивания.

Далее вам нужно убедиться, что колонки правильно подключены к вашему усилителю или ресиверу, с тем чтобы левая колонка получала левый сигнал, а правая колонка - правый сигнал. Кроме того, красный (положительный) терминал вашего усилителя должен быть подключен к красному (положительному) терминалу колонки; то же самое относится к черным (отрицательным) терминалам. (Легко сделать ошибку.) Когда провода подключены правильно, колонки находятся «в фазе», что означает, что диафрагмы приводного устройства двигаются в одном направлении при подаче одного и того же сигнала. Когда одна колонка подключена неправильно - красный к черному вместо красного к красному - они «вне фазы»; то есть одна толкает, пока другая тянет.

Треки 1 и 2 «Выбора редактора» позволяют вам проверить, что все в порядке в этих отношениях, просто прослушивая из вашего центрально расположенного кресла. Использование трека 1 очевидно: звук моей бас-гитары «Fender» должен идти сначала из левого канала, затем из правого. Если это не происходит, решение очевидно.

Использование трека 2 немного более тонкое: первая запись в треке 2 была записана вне фазы. Изображение бас-гитары вне фазы не должно быть центрировано; на самом деле, звук должен быть в основном размытым и нечетким, и вам будет сложно указать, откуда он идет, возможно, сопровождаемый «жужжащим» ощущением.

Кроме того, инструмент должен звучать тонко в басах по сравнению с тем, как он звучал в треке 1. Второй выбор в треке 2 был записан с бас-гитарой в фазе. Теперь вы должны услышать изображение инструмента, занимающего очень узкое пространство, центрированное между колонками, и басовые частоты должны звучать полно.

Если вы не слышите этих четких различий между выборами в фазе и вне фазы, или если различия систематически противоположны тому, что я только что описал для каждого трека, то одна из колонок имеет обратные соединения - две колонки находятся вне фазы. Инвертируйте соединение к одной из ваших колонок и снова прослушайте трек 2. Теперь вы должны четко услышать разницу между 1) бас-гитарой вне фазы и 2) бас-гитарой в фазе.

Отражения и Золотое Сечение

Определив, что колонки правильно подключены к усилителю, вам теперь нужно отрегулировать положение колонок, чтобы получить наиболее гладкую басовую производительность, что в свою очередь означает регулировку расстояний между низкочастотником(ами) каждой колонки и тремя ближайшими границами помещения - полом, ближайшей боковой стеной и стеной за колонкой - чтобы они были как можно более разными.

Размещение колонки рядом с поверхностью - на полу или на полке рядом со стеной - усиливает бас за счет нижнего среднего диапазона. Размещение его рядом с двумя поверхностями - на полу рядом со стеной или на полке в углу - еще больше повышает уровень баса, в то время как максимальное усиление баса достигается при размещении колонки рядом с тремя поверхностями; то есть в углу.

То, что вам нужно устроить, следовательно, это то, что взаимодействия между звуком, исходящим от низкочастотника, и его отражением от каждой границы, которые вызывают эти усиления и провалы в ответе, происходят на разных частотах. Таким образом, они будут распределены по басовому диапазону с максимальной равномерностью. Напротив, худшее размещение - когда низкочастотник находится на одинаковом расстоянии от пола, боковой стены и стены за колонкой. Усиления и провалы тогда будут происходить на одной и той же частоте и усиливать друг друга, что даст неровный, нечеткий низкочастотный баланс.

Вам еще не нужно слушать. Чтобы получить наибольшие различия между расстояниями от низкочастотника до пола и стен, вы можете использовать Золотое Сечение, которое составляет примерно 1.618:1. Измерьте расстояние от центра низкочастотника до пола. Допустим, это 20". Умножение этого расстояния на Золотое Сечение дает расстояние 32"; умножение этого расстояния снова на Золотое Сечение дает расстояние 52". Так что если вы переместите каждую колонку, чтобы расстояние между ее низкочастотником и боковой стеной составляло 32", а между низкочастотником и стеной за колонкой - 52" (или наоборот, делая то же самое для обеих колонок, чтобы сохранить расстояния до кресла для прослушивания одинаковыми), вы, по крайней мере в теории, окажетесь с наиболее гладкой низкочастотной производительностью.

Однако это будет для идеальной колонки; теперь вы можете попробовать некоторые небольшие корректировки, чтобы оптимизировать размещение ваших конкретных колонок.

Трек 21 «Выбора редактора» состоит из убывающей серии «варбл»-тонов, каждый шириной 1/3 октавы и с центральными частотами сначала 200 Гц, затем 160, 125, 100, 80, 63, 50, 40, 31.5, 25 и 20 Гц. Полосы 200–100 Гц можно считать верхним басом, 80–40 Гц - средним басом, а остальные полосы - низким басом. Если эти басовые «варблы» звучат неравномерно, с некоторыми, которые либо выделяются больше других, либо отсутствуют в действии, то попробуйте переместить каждую из колонок или ваше кресло для прослушивания, возможно, всего на 2" за раз. Цель состоит в том, чтобы заставить тона звучать как можно более равномерно.

Эти тона также могут дать вам представление о субъективном басовом расширении ваших колонок, либо прослушивая их, либо используя один из недорогих звуковых уровнемеров от «RadioShack». Установите уровень воспроизведения относительно тона 1 кГц (трек 20), затем отметьте, когда вы больше не слышите варбл-тона, или насколько уровень звука снижается с каждым последующим тоном.

Тональные всплески и стетоскопы

После того как вы тонко настроили положение своих колонок (убедившись, что расстояния от каждой до вашего кресла для прослушивания все еще одинаковы), воспроизведите трек 19 «Выбора редактора», который содержит тональные всплески, настроенные на частоты современной равномерно-темпераментной шкалы. Трек поднимается на полутонах от низкого C1 на 32.7 Гц (на пространстве пять линий ниже басового ключа) до высокого C8 на 4.186 кГц (девять линий выше скрипичного ключа), и снова вниз. Шкала сначала играется в правом канале, затем в левом; в каждом случае, чтобы помочь идентификации системных резонансных частот, другой канал содержит октавные ноты C, воспроизведенные на синтезаторе PC, установленном на голос Тимпани. Средний C, или C4 - нота посередине между басовым и скрипичным ключами - обозначена двойной нотой, как и самый высокий C. Маркеры C имеют следующие частоты, в Гц: 32.7, 65.4, 130.8, 261.6 (средний C), 523.25, 1046.5, 2093 и 4186.

С маленькими колонками возможно, что вы не услышите самые низкие ноты. В противном случае, шкала должна звучать равномерно, без того, чтобы некоторые ноты звучали громче или тише других. Если вы слышите что-то неправильное, отметьте, где это стоит по отношению к маркерам C, упомянутым выше в другом канале. Тогда у вас будет приблизительное представление о затронутом диапазоне частот и о том, связано ли это с резонансом помещения (в основном 30–300 Гц) или с резонансом корпуса колонки (100–500 Гц).

Ваша первоначальная настройка уже должна была оптимизировать взаимодействие между колонками и акустикой помещения, но в случае вибрационных резонансов в корпусах колонок вы можете сфокусироваться на них, воспроизводя трек 19 и слушая стенки корпуса со стетоскопом (около $20 в любой аптеке). Вы услышите резонанс корпуса как акцентирование ноты. Если резонанс особенно сильный, когда вы ставите CD-плеер на паузу, пока играет затронутая нота, вы даже можете услышать его звон сам по себе как своего рода эхо.

Если у ваших колонок есть некоторые резонансные проблемы, есть ряд вещей, которые вы можете сделать. Если у вас есть полочные колонки, стоящие на стойках, установка колонок на маленькие подушечки из «Blu-Tack» (липкого материала, используемого для прикрепления картин к стенам) хорошо подходит для гашения резонансных вибраций корпусов колонок. Если корпуса имеют резонансы, которые не лежат на частотах музыкальных нот, возможно, они будут меньше влиять на музыку. Вы можете отрегулировать частоту резонанса, положив на каждую колонку пластиковый «ziplock-мешок», наполненный сухим песком. Это не будет выглядеть очень элегантно, но смотрите мою заметку выше о домашней гармонии.

Если колонки или стойки просто сидят на ковре, попробуйте использовать шипы, проникающие через ковер, чтобы более надежно соединить их с полом под ними. Это сужает диапазон частот, затронутых резонансом, что снова сделает его менее вероятным, что он будет полностью возбужден обычной музыкой. (Если вы не хотите, чтобы ваши половицы были пронзены шипами, поместите под каждый шип монету в пенни.)

Розовый шум и «стереоимиджинг»

Теперь, когда колонки настроены для наиболее гладких низких частот, настройку можно уточнить для лучшего стереоимиджинга и для наиболее естественно сбалансированных средних и высоких частот.

Трек 18 «Выбора редактора» состоит из так называемого розового шума: случайного шума с равной энергией на музыкальную октаву, записанного в двойном моно (левый и правый каналы подают идентичные сигналы). Розовый шум идеально звучит как абсолютно гладкая бурлящая вода, без того, чтобы какая-либо полоса частот выделялась больше, чем любая другая. Он не должен звучать пустым или окрашенным каким-либо образом, и ни его уровень, ни его тональный характер не должны заметно меняться от колонки к колонке. Изображение шума должно казаться исходящим из узкой точки посередине между колонками.

Если звук «рассеивается» в стороны на некоторых частотах, или если изображение расширяется на всех частотах, то есть подозрение, что что-то не так с вашей системой.

Если звук трека 18 не соответствует этим критериям, попробуйте сесть выше или ниже, ближе или дальше, или переместить ближайшую мебель. Если между вами и колонками, например, стоит кофейный столик, то отражения звука от его поверхности будут мешать как гладкости розового шума, так и стабильности стереоимиджинга. Избавьтесь от него, конечно, помня мою заметку о домашней гармонии.

Попробуйте поэкспериментировать с углом наклона колонок. До сих пор колонки были направлены прямо на вашу позицию для прослушивания. Теперь попробуйте направить их прямо вперед, чтобы вы могли видеть внутреннюю боковую панель каждой. Затем попробуйте направить их так, чтобы их оси пересекались перед вами. Как написал редактор-консультант Stereophile Арт Дадли в Покупательском руководстве Stereophile 2007 года, «В общем смысле, направление ваших колонок прямо на центральное место для прослушивания обеспечит наибольшую воспринимаемую яркость - от чего некоторые конструкции, безусловно, извлекут пользу. Довольно часто вы можете обнаружить, что небольшой угол наклона внутрь дает хороший компромисс между реалистичным расширением высоких частот и таким пространственным воспроизведением стереозаписей, которое обеспечивает как хороший размер «сцены», так и локализацию изображения.

Наконец, если вся настройка была выполнена с колонками в решетках, попробуйте их снять. Затем налейте себе стакан вашего любимого напитка, выберите одну из ваших любимых записей, устройтесь поудобнее в кресле и позвольте звуку вашей системы перенести вас в то особенное место.

Приятного прослушивания!

Переведено с сайта https://www.stereophile.com

Ссылка на оригинал: https://www.stereophile.com/reference/1008speaks/index.html

Дата публикации на Stereophile: 3 октября 2008 г.

Автор статьи - Джон Аткинсон