Винил – навсегда.

15 дней назад
90

Винил – навсегда!

Теперь это совершенно очевидно. С наступлением цифровой эпохи значительная часть любителей музыки отошла от винила, предпочитая удобство. Но для истинных любителей хорошего звука выбор очевиден - только винил. Это прекрасно понимают и производители аудиоаппаратуры, и звукозаписывающие фирмы.

На рынке огромное предложение товаров, предназначенных для воспроизведения винила, в том числе картриджей. Есть модели, выпускающиеся на протяжении десятилетий, есть совершенно новые. Часто среди новых встречаются реплики легендарных картриджей, но есть и новые разработки. Это правильный путь, потому что потенциал формата LP далеко не исчерпан. Увы, “идеальный” картридж не создан. И тут для современных конструкторов открывается возможность проявить свои способности. Единственное условие - конструктор должен не только уметь решать инженерные задачи, он должен любить и понимать музыку. Любители винила наверняка знают примеры “блестящих” инженерных решений, не способных воспроизводить то, ради чего они создавались.

На протяжении нескольких лет я занимался ремонтом МС-картриджей. Большинство имеет схожую конструкцию и отличается лишь конфигурацией и применяемыми материалами. В магнитном зазоре находится катушка, намотанная на каркас из железа (пермаллоя, пластика). В каркас с одной стороны вделан кантилевер с иглой, а с другой - тонкая безрезонансная тяга (металл, капрон). Посредством этой тяги каркас с катушкой через демпфер фиксируется в зазоре, а степень натяга и гибкость тяги определяют гибкость подвижной системы. Так устроены почти сто процентов МС-картриджей.

К недостаткам этой системы стоит отнести отсутствие чёткого позиционирования катушки в зазоре при воздействии модулированной канавки на иглу. Дело в том, что и тяга, и демпфер - гибкие, что позволяет катушке “ползать” по демпферу. Часть движения, снятое иглой, приводит к смещению катушки, в то время как должно вращать катушку в магнитном поле. Разработчики знают об этой проблеме и продолжают искать оптимальные решения для достижения высокого качества звучания винила.

Разработчики знают об этой проблеме и занимаются поиском компромисса между гибкостью тяги и демпфера. Одним это удаётся лучше, другим хуже, поэтому при схожей конструкции картриджи звучат по-разному.

Однажды мне в руки попал хороший картридж одной известной фирмы в нерабочем состоянии. Выяснилось, что у него оборвана тяга (достаточно распространённый дефект), и восстановлению он не подлежит: разве только в заводских условиях, с полной заменой подвижной системы.

Решение созрело в виде опорной иглы (всем известны “одноопорные” тонармы). Я переставил на другую сторону демпфер и иглой прижал к нему каркас катушки. Теперь лишь демпфер задает гибкость подвижной системы, точнее, степень его “пригруженности”. В зазоре катушка может совершать только вращательные движения.

Первые же прослушивания показали, что получился совершенно новый тип картриджа. Характер звучания отличается очень сильно, причем, в лучшую сторону. Получилось, что решая проблему ремонта, я решил другую проблему МС-картриджей. Через некоторое время я решился показать изделие экспертам. Выводы совпадали.

Естественно, я не мог остановиться, появилась первая, полностью сделанная моими руками головка. Я усовершенствовал подшипниковый узел, применив пару рубиновая чашка - алмазная игла, каркас катушки сделал из модного карбона. Разработал оригинальный дизайн корпуса из сандалового дерева, заказал мощнейшие магниты в Швейцарии. В результате получилось то, что изображено на фото в начале.

В данный момент у меня налажено мелкосерийное производство данных изделий. Картриджи обладают великолепной повторяемостью, единственный недостаток - достаточно кропотливая юстировка после сборки. Иглы я применяю японского производства, в данный момент - “лайнконтакт”. Собираюсь в ближайшее время попробовать SAS производства JICO, Япония.

Автор статьи - Леонид Синицын (Lseng Audio).