Как выбрать акустическую систему? Часть 3. Основные характеристики АС. Типы и виды динамиков.

1 месяц назад
359

Продолжение

1. Характеристики АС

1.1. Диапазон частот

Рекомендуем обратить пристальное внимание на частотный диапазон АС при оценке его качества. Частотный диапазон — это количество слышимых частот, в пределах которых динамик может точно воспроизводить звук.

Более широкий диапазон частот означает большее изменение высоты тона и тона, с которым могут справиться динамики, что приводит к более богатому восприятию звука. Итак, если вы ищете исключительное качество звука от своих АС, обратите особое внимание на их частотный диапазон!

Разнообразие звуков, которые может издавать динамик, измеряется его частотным диапазоном. Диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом, составляет 20–20 000 Гц.

Большинство АС могут реагировать на частоты от 45 до 20 000 Гц. Чем ниже частотная характеристика, тем глубже звук. Таким образом, внимательно учтите этот фактор, если вы предпочитаете звук с качественными басами.

А теперь подробнее… Что же такое частотная характеристика АС? Частотная характеристика относится к частотно-зависимой чувствительности АС. Другими словами, насколько хорошо динамик будет реагировать и воспроизводить частоты входящего аудиосигнала.

Характеристики частотной характеристики обычно варьируются от самой низкой частоты, которую динамик может эффективно воспроизводить, до самой высокой частоты, которую динамик может эффективно воспроизводить. Допуск часто задается как значение плюс/минус дБ (например, ±3 дБ).

Более точные характеристики частотной характеристики приведены на графике производительности, где частоты (Гц) расположены по оси X, а относительная выходная мощность (дБ) — по оси Y. Линия отклика отображается на графике, чтобы показать относительную выходную мощность на всех частотах отклика АС.

Эти графики показывают нам частоты, на которых динамик будет наиболее и наименее чувствителен, а также области, где чувствительность полностью снижается.

Теоретически получение максимально точного отклика означало бы, что график частотной характеристики совершенно плоский. Никакие частоты не будут преобладать или недопредставлены, а динамик будет воспроизводить звук идеально.

Однако как уже говорилось, необходимо учитывать реальную акустику, поскольку АС производят звуковые волны в акустической среде.

Отражения и резонансы комнаты не изменят частотную характеристику самих АС. Тем не менее, они изменят то, как мы в конечном итоге слышим звук из АС в среде прослушивания.

Кроме того, расположение АС близко к стене увеличит воспринимаемый бас. Это связано с тем, что басовые частоты довольно всенаправленны (они распространяются во всех направлениях одновременно). Быстрое отражение от близкой стены эффективно добавит громкости НЧ входящих звуковых волн.

Басовые частоты также сложно укротить акустически из-за их длинных волн. Чем ниже низкие частоты, тем длиннее длина волны и тем больше должны быть басовые ловушки, чтобы их поглотить.

Более того, длины волн басов часто совпадают с расстоянием между двумя параллельными поверхностями в комнате (двумя стенами, полом и потолком и т. д.) и вызывают стоячие резонансные волны.

Даже в акустически обработанных помещениях низкие частоты могут доставлять неудобства.

По этой причине, возможно, было бы полезно выбрать динамик меньшего размера с меньшей чувствительностью или возможностями в области низких частот. Развивая эту мысль, возможно, стоит рассмотреть возможность использования динамиков с регулируемыми фильтрами верхних частот, которые помогут настроить их низкие частоты в соответствии с вашей комнатой.

Если басов не хватает, можно подключить дополнительный сабвуфер, чтобы покрыть низкие частоты, когда это необходимо для микширования.

1.2. Мощность АС

Что такое мощность АС (номинальная мощность)? Спецификация мощности динамика (также известная как номинальная мощность) — это измеренный или теоретический предел электрической мощности, которую динамик способен выдержать до того, как он перегорит. Характеристики указаны в ваттах и могут быть измерены/рассчитаны как непрерывное, пиковое или среднеквадратичное (среднеквадратичное) значение.

Еще несколько слов о мощности: хотя сейчас это не такая уж большая проблема по сравнению с временами лампового усиления, если ваши АС требуют мощности, вам понадобится достаточно мощный усилитель для их поддержки. Не смотрите только на номинальную мощность — посмотрите, что произойдет, когда сопротивление упадет до четырех Ом. Если это число почти удвоится, значит, ваш усилитель имеет хороший ток и сможет работать с более требовательными АС.

Управление мощностью АС означает способность динамика выдерживать и распределять максимальную мощность без искажений и повреждений.

Идеальные динамики должны уметь обеспечить оптимальную производительность даже на большой громкости.

Поэтому, если вы ищете первоклассное качество звука от своих АС, не забудьте оценить их мощность, прежде чем принимать какое-либо решение о покупке!

Управление мощностью АС

Управление мощностью применяется в основном к пассивным АС, для управления которыми требуются отдельные усилители мощности. Крайне важно не превышать номинальную мощность.

Превышение этих уровней, особенно в течение длительного времени, приведет к необратимому повреждению динамика(ов) АС.

К сожалению, существует множество способов определения характеристик мощности АС (можно указать пиковые, среднеквадратичные, средние, продолжительные, программные и номинальные значения мощности/ватт).

Некоторые производители искажают правду, чтобы их АС выглядели мощнее, чем они есть на самом деле. Проведите исследование, чтобы точно узнать, что означает спецификация согласно таблице данных производителя.

Кроме того, мощность не говорит нам, насколько громким будет АС. Эту информацию можно найти в характеристиках чувствительности и максимального уровня звукового давления.

Возьмите эту информацию для одного динамика и поймите, что каждый добавленный динамик (при условии одинаковой конструкции, расстояния от слушателя и мощности) удваивает интенсивность звука, вызывая увеличение уровня звукового давления на 3 дБ в месте расположения слушателя.

Ниже представлена таблица безопасного времени прослушивания при определенных уровнях звукового давления в соответствии с данными NIOSH (Национального института безопасности и гигиены труда) и OSHA (Управления по безопасности и гигиене труда):

Вот таблица с общими уровнями звукового давления, чтобы лучше понять, насколько громкими являются определенные значения звукового давления в дБ:

1.3. Чувствительность АС

Чувствительность АС - звуковое давление, развиваемое ею в определенной точке (обычно на расстоянии 1м. по ее оси), при подведении к ее зажимам определенного напряжения. Преобразование звука улучшено за счет более высокого индекса чувствительности. АС с более низкой чувствительностью производит меньший звук при том же уровне напряжения.

Низкая чувствительность увеличивает потребность в более мощном усилителе и влияет на энергопотребление. Кроме того, низкая чувствительность может повредить АС, поскольку больше электричества передается в тепло, чем в звук.

А теперь подробнее… Что такое чувствительность АС? Чувствительность — это характеристика/измерение того, насколько хорошо динамик преобразует мощность усилителя (электрическую энергию) в акустическую (механическую волновую) энергию. Характеристики чувствительности обычно выражаются в децибелах уровня звукового давления на 1 ватт мощности на расстоянии 1 метра.

Другими словами, чувствительность динамика обычно выражается в дБ SPL / 1 Вт на расстоянии 1 метр.

АС более высокой чувствительностью будут воспроизводить большую громкость при той же мощности. Таким образом, если два динамика имеют одинаковую мощность/номинальную мощность, более чувствительный динамик будет иметь более высокий максимальный уровень.

Обратите внимание, что уровень звукового давления, создаваемого АС, уменьшается вдвое (-6 дБ) при каждом удвоении расстояния. Вот почему единица измерения в 1 метр имеет решающее значение в спецификации чувствительности.

Как ни странно, воспринимаемая громкость удваивается или уменьшается вдвое при каждом изменении на +10 или -10 дБ. Кроме того, удвоение или уменьшение мощности вдвое определяется +3 или -3 дБ. Математика довольно сложна, но это важно отметить.

Например, АС мощностью 500 Вт на максимальной мощности с чувствительностью 93 дБ SPL / 1 Вт на расстоянии 1 м будет иметь ту же громкость, что и АС мощностью 1000 Вт с чувствительностью 90 дБ SPL / 1 Вт на расстоянии 1 м. м.

Как только мощность станет известна, рейтинг чувствительности должен дать нам представление о том, насколько громким может быть АС. Давайте рассмотрим следующую таблицу, чтобы понять, как мощность и чувствительность влияют на воспринимаемую громкость.

На рисунке ниже мы будем использовать примеры динамика A (рейтинг чувствительности 84 дБ SPL при 1 Вт/1 м) и динамика C (рейтинг чувствительности 90 дБ SPL при 1 Вт/1 м):

Как связаны чувствительность и мощность?

Если этот динамик способен воспроизводить уровень звукового давления 97 дБ на расстоянии 1 метра при мощности усилителя 1 Вт, насколько громким он будет при мощности 500 Вт, его номинальной постоянной мощности?

Эта формула поможет нам ответить на этот вопрос…

Кстати, многие формулы и диаграммы из этого видео можно найти в статье Audio University о децибелах.

Мощность 1 — это мощность, указанная в спецификации чувствительности. Power 2 – это постоянная мощность, 500 Вт.

Эту формулу можно решить с помощью онлайн-калькулятора.

Разница между 1 Вт и 500 Вт составляет почти 27 децибел. Итак, прибавив 27 к 97, указанным в характеристиках, мы можем вычислить, что динамик способен воспроизводить уровень звукового давления 124 дБ на расстоянии 1 метр. Помните: каждое удвоение мощности дает нам прирост только на 3 дБ!

С помощью этой информации мы можем определить, способен ли динамик достичь целевого уровня в позиции прослушивания.

Нам просто нужна простая формула, описывающая закон обратного расстояния. Закон обратного расстояния гласит, что при каждом удвоении расстояния происходит потеря уровня на 6 дБ. Это еще одна причина, почему так важно знать, где будет находиться говорящий относительно позиции слушателя.

Допустим, АС находится на расстоянии 10 метров от слушателя.

На этот раз мы будем использовать формулу без учета мощности в децибелах, потому что мы сравниваем расстояние, а не мощность…

Дистанция 1 — наша стартовая дистанция, 1 метр. Расстояние 2 — это расстояние между АС и местом прослушивания.

Это говорит нам о том, что на этом расстоянии будет потеря около 20 дБ. Вычитание 20 из 124 означает, что динамик будет производить уровень звукового давления 104 дБ в месте прослушивания.

Это означает, что АС, безусловно, способен обеспечить достаточный уровень громкости в том месте, где он находится сбоку от сцены.

Если АС не может обеспечить достаточную громкость при своей постоянной мощности, вам понадобится либо более чувствительный АС, либо АС с большей мощностью.

Выбор подходящего усилителя для ваших АС

Я считаю, что всегда лучше сначала выбрать АС, а затем найти усилитель, который обеспечит достаточную мощность этих АС.

Если вы готовы узнать, как правильно выбрать усилитель для своих АС, прочтите публикацию Audio University о выборе усилителя.

Я даю вам простое руководство по выбору АС и объясняю, почему важно правильно подобрать усилитель к АС.

Как громко должна играть система?

«Насколько громкой должна быть система?»

Если вы знаете расположение слушателей, расположение АС и у вас есть целевой уровень для позиции прослушивания, у вас отличное начало.

Чтобы дать вам представление о том, каким должен быть целевой уровень, взгляните на этот график.

Обычно мы стремимся к целевому уровню звукового давления музыкальной системы от 80 до 100 дБ в месте прослушивания. Во многих ситуациях дополнительный запас не нужен, но оставим это на ваше усмотрение.

Сейчас самое время упомянуть пару характеристик, которые помогут нам понять, насколько громким может быть АС: чувствительность и постоянная мощность.

Чувствительность АС говорит нам, насколько громким будет АС, если на него подается определенная мощность. Когда к указанному выше АС подается мощность 1 Вт, вы можете рассчитывать на уровень звукового давления 97 дБ, измеренный на расстоянии 1 метра от АС.

Непрерывная мощность АС описывает, какой объем мощности может поступать на динамик постоянно в течение долгого времени, не вызывая повреждений или необратимых изменений.

Компании, производящие динамики, часто хвастаются гораздо более высокой пиковой мощностью, которая просто описывает максимальную мгновенную мощность, которая может быть подана на динамик без повреждений. Думаю, что сравнение АС по продолжительной мощности гораздо полезнее.

1.4. Четкость звука

Когда дело доходит до выбора идеальных АС, одним из наиболее важных факторов является четкость звука. Мы протестировали бесчисленное количество динамиков и обнаружили, что те, у кого чистый и четкий звук, всегда являются лучшим выбором для любого слушателя.

Чтобы проверить четкость звука АС, внимательно послушайте, как звучит музыка или звук. Имеет ли он приглушенное или искаженное качество? Есть ли потрескивающие или щелкающие звуки? Все это может указывать на плохую четкость звука, что в конечном итоге повлияет на ваши впечатления от прослушивания.

Важно выбирать АС, которые не только воспроизводят высококачественный звук, но и одинаково воспроизводят различные типы аудиоконтента. При выборе следующего комплекта АС не соглашайтесь ни на что иное, кроме исключительной четкости звука – вы не пожалеете об этом!

1.5. Размер динамика АС

Перед покупкой следует учитывать размер динамика. Размер динамика обычно измеряется в дюймах, а спецификация размера относится к диаметру самого большого динамика. Вот это очень важный момент. У динамиков одного размерного ряда могут отличаться размеры диффузоров - плюс-минус дюйм. Поэтому размерность динамика определяется размерностью корзины, т.е. самого большого элемента по диаметру. Многие этого не знают и спорят о размере.

Что касается общего физического размера динамиков, включая корпуса, подумайте, где динамики будут размещены и поместятся ли они физически в предназначенных местах.

Кроме того, если вы планируете перемещать АС (с концерта на концерт), подумайте, как размер динамиков повлияет на хранение во время транспортировки.

Помимо ограничений физического пространства, с которыми вы можете столкнуться, размер динамика также будет влиять на их характеристики.

Динамики АС большего размера будут легче воспроизводить низкие частоты, поскольку они могут выталкивать и втягивать больше воздуха. Низкие частоты требуют больше энергии и имеют более длинные волны. Чем больше размер динамика, тем лучше он будет справляться с медленными, но мощными движениями, необходимыми для низких частот. По этой причине сабвуферы большие.

Однако прежде чем мы пойдем и купим самые большие динамики, которые сможем найти, нам следует также подумать об акустическом пространстве, в котором будут располагаться динамики.

Опять же, басовые частоты имеют длинные волны. Поэтому для полноценного развития им требуются большие расстояния. В небольших помещениях может оказаться недостаточно для развития НЧ звука из динамиков. Если помещение не акустически обработано, эти слаборазвитые волны будут лишь мешать другим частотам звуковых волн.

Например, самая низкая частота слышимого спектра (хотя мы, естественно, ее едва слышим) составляет 20 Гц. Если принять скорость звука 343 м/с, то 20 Гц соответствует длине волны 17,15 м (56 футов). Это большой путь для развития!

Без басовых ловушек и других акустических обработок низкие частоты могут серьезно повлиять на звучание комнаты. Он может быть мутным, резонансным на определенных частотах (особенно в нижних и средних частотах) и чрезмерно отражающим.

АС могут звучать великолепно в определенной позиции прослушивания, но в воспринимаемом звуке может быть слишком мало или слишком много басов на расстоянии метра в другой позиции прослушивания.

Таким образом, как правило, более крупные динамики обеспечивают больше басов. Однако больше басов не обязательно гарантировано.

Я бы посоветовал приобрести отдельный сабвуфер для обработки низких частот. Таким образом, вы можете отрегулировать мощность низких частот и даже выключить сабвуфер, если это необходимо.

1.6. Сопротивление АС

Что такое сопротивление АС ? Сопротивление АС, измеряемое в Омах (Ом), представляет собой электрический импеданс (сопротивление переменному току), с которым сталкивается аудиосистема o сигнал (электрический переменный ток) на входе АС. Импеданс влияет на нагрузку, которую АС оказывает на усилитель, и является важным параметром при согласовании АС и усилителей.

Импеданс АС является важной характеристикой при подключении пассивных АС к усилителям мощности. Характеристики импеданса имеют меньшее значение для активных АС, которые принимают сигналы линейного уровня или даже микрофонного уровня.

АС с более низким импедансом потребуется больше мощности для достижения того же напряжения (уровня сигнала) на его драйвере (динамике).

Выход усилителя мощности, управляющий пассивным АС, в идеале должен иметь менее одной десятой номинального импеданса входа АС для правильной передачи сигнала.

Характеристики выходного импеданса усилителя обычно обозначаются как «номинальные импедансы», которые относятся к импедансу(ам) АС, которые усилитель может правильно использовать. Реальное выходное сопротивление усилителя мощности обычно составляет менее 0,1 Ом, но это редко указывается.

Импеданс также имеет решающее значение при подключении нескольких динамиков к усилителю мощности. Динамики можно подключать последовательно или параллельно.

Динамики, соединенные последовательно, соединяются по одной токопроводящей дорожке. Через все динамики протекает одинаковый ток, но напряжение на каждом из динамиков падает (из-за импеданса динамика).

При последовательном подключении динамиков необходимо подключить положительный выход канала усилителя к положительному разъему динамика A, а отрицательный разъем или динамик A к положительному разъему динамика B (и так далее для большего количества динамиков) перед подключением отрицательного разъема последнего динамик к отрицательной клемме канала усилителя.

Динамики, подключенные параллельно, подключаются по нескольким путям, так что ток разделяется, но одинаковое напряжение одинаково на каждом динамике.

Два динамика, подключенные последовательно

Последовательное подключение динамиков требует подключения положительного выхода канала усилителя к положительному выводу динамиков A, B и так далее. Отрицательные клеммы динамиков затем подключаются к отрицательной клемме канала усилителя.

Суммарное сопротивление параллельных динамиков следующее:

Два динамика, подключенные параллельно

1.7. Угол покрытия АС

Спецификация покрытия/дисперсии относится к направленности вывода звука АС. Спецификация покрытия часто задается как угол вдоль горизонтальной плоскости, который пересекает осевую линию АС, и другой угол вдоль вертикальной плоскости, который пересекает осевую линию.

Покрытие можно представить как трехмерный звуковой фронт конической формы, исходящий из АС. Пределы покрытия часто определяются как падение уровня звукового давления на -6 дБ от уровня звукового давления на оси (прямо перед АС ).

Предположим, мы планируем проецировать звук на аудиторию с помощью АС. В этом случае мы должны обратить внимание на угол(а) охвата АС, чтобы помочь им расположить их для оптимальной работы в максимально большом пространстве.

1.8. Корпус АС

Тип корпуса АС также влияет на его частотную характеристику. Эти корпуса можно разделить на герметичные и портированные. Эта разница более выражена в инструментальных кабинетах, чем в большинстве других типов АС.

Герметичные корпуса АС - Закрытый ящик - ЗЯ

"ЗЯ", как следует из их названия, полностью изолированы. Поскольку тыловой звук полностью захвачен, ЗЯ по своей сути неэффективны и воспроизводят только половину своего потенциала с точки зрения выходного уровня.

При этом "ЗЯ", как правило, обеспечивают более плотную и точную частотную характеристику и более прямой звук, особенно на более направленных средних и высоких частотах. Их также легче спроектировать, и они часто стоят дешевле.

Портированные корпуса АС

Портированные корпуса, как следует из названия, имеют порты спереди и/или сзади. Они позволяют звуку исходить спереди и/или сзади и более эффективны (громче), чем их герметичные аналоги.

Конструкция акустического лабиринта внутри портированного АС во многом зависит от требований к конструкции АС. Однако почти все портированные конструкции расширяют диапазон низких частот, что делает эти типы корпусов более способными воспроизводить басы.

Размещение портированных АС близко к стене или поверхности может существенно повлиять на воспринимаемый звук и частотную характеристику, поскольку все частоты излучаются не только спереди, но и сзади АС.

Таким образом, размещение портированных АС становится еще более сложной задачей, чем размещение закрытых АС.

1.9. Количество динамиков

Часто задают вопрос: «Сколько динамиков мне нужно?» Ответ, конечно, такой: «Это зависит от желаемых результатов». Для портативных Bluetooth-АС и стереосаундбаров часто бывает достаточно одного устройства.

Для стереовоспроизведения потребуются два динамика (и, возможно, сабвуфер), чтобы получить все возможности. Это характерно для студийного мониторинга и домашних стереосистем.

Для форматов объемного звука потребуется как минимум столько же динамиков (размещенных соответствующим образом), сколько имеется каналов. Например, для объемного звука 5.1 потребуется как минимум 5 полнодиапазонных динамиков и сабвуфер для полноценного звукового образа.

Количество динамиков в вашем автомобиле во многом зависит от конструкции автомобиля. Для установленных АС, охватывающих большую площадь и/или несколько комнат, потребуется столько динамиков, сколько необходимо для адекватного покрытия площади.

При проектировании микшерной студии, возможно, вам следует рассмотреть возможность использования нескольких пар мониторов. При организации живой звуковой сцены в дополнение к АС перед домом часто требуются складные мониторы.

Когда дело доходит до наполнения помещения достаточным количеством звука, количество динамиков может значительно различаться. Маленьким помещениям требуется меньше энергии, и чем меньше людей в комнате, тем меньше энергии требуется. Хотя это далеко не стандартизировано, рекомендуем Вам следующие свободные требования к мощности для небольших помещений:

  • Менее 500 квадратных футов: среднеквадратическая мощность 200 Вт или меньше
  • Менее 1000 квадратных футов: среднеквадратическая мощность 800 Вт или меньше
  • Менее 2000 квадратных футов: среднеквадратическая мощность 2000 Вт или меньше
  • Менее 4000 квадратных футов: среднеквадратическая мощность 4000 Вт или меньше

АС в более крупных конфигурациях часто устанавливаются в виде линейных массивов, которые эффективно объединяют несколько динамиков вместе, чтобы выводить больше звука с более широким углом охвата.

1.10. Кроссовер АС

Как мы уже говорили в этой статье, АС часто требуется несколько драйверов (динамиков) для обеспечения адекватной частотной характеристики. Кроме того, для воспроизведения низких частот звука часто требуются дополнительные сабвуферы.

Прежде чем мы перейдем к каждому из типов драйверов (динамиков), давайте кратко обсудим кроссоверы.

Сети кроссовера разделяют полнодиапазонный аудиосигнал на более мелкие частотные диапазоны, которые каждый динамик может точно воспроизводить. Для этого кроссоверы используют фильтры. В кроссоверной сети АС есть три типа фильтров:

  • Фильтр нижних частот: фильтр нижних частот (также известный как фильтр верхних частот) пропускает низкие частоты без фильтрации и отфильтровывает или «обрезает» высокие частоты
  • Фильтр верхних частот: фильтр верхних частот (также известный как фильтр нижних частот) пропускает высокие частоты без фильтрации и отфильтровывает или «обрезает» низкие частоты
  • Полосовой фильтр: полосовой фильтр можно рассматривать как комбинацию ФНЧ и ФВЧ. Он позволяет пропускать определенную полосу частот, отфильтровывая частоты выше верхней точки полосы и частоты ниже нижней точки полосы

Сети активного кроссовера разделяют сигналы линейного уровня на отдельные полосы, причем каждая полоса имеет свой собственный усилитель.

Пассивные кроссоверы разделяют сигналы уровня динамиков (которые уже усилены) на отдельные полосы.

К счастью, большинство АС имеют собственные внутренние кроссоверы, разработанные специально для их динамиков.

Однако существуют и автономные кроссоверы, которые часто регулируются. Они чаще встречаются в профессиональных аудиосистемах и больших АС, чем в других аудиоприложениях.

Пожалуй, наиболее распространенным кроссовером является кроссовер сабвуфера, который эффективно разделяет аудиосигнал на две полосы: НЧ, который передается на сабвуфер, и оставшуюся часть аудиосигнала, который отправляется на другие динамики в системе.

АС обычно состоят из нескольких драйверов (динамиков). Они известны как:

  • 2-полосные АС: эти АС имеют 2 динамика (обычно НЧ динамик и ВЧ динамик) и используют двухполосный кроссовер (низкие и высокие частоты)
  • 3-полосные АС: эти АС имеют 3 динамика (обычно НЧ динамик, СЧ динамик и ВЧ динамик) и используют трехполосный кроссовер (низкие, средние и высокие частоты)
  • 4-полосные АС: эти АС имеют 4 динамика (часто НЧ динамик, СЧ динамик, твиттер и супертвиттер) и используют 4-полосный кроссовер (низкие частоты, средние/низкие средние частоты, высокие/высокие средние частоты, высокие/высокие средние частоты, максимумы/супервысокие)

1.11. Полосы

После этого введения по кроссоверам давайте рассмотрим различные типы динамиков, с которыми мы, вероятно, столкнемся при поиске АС (по полосам):

  • НЧ динамики, сабвуферы
  • СЧ динамики
  • ВЧ динамики – твиттеры и супертвиттеры
  • Коаксиальные динамики

Сабвуферы являются популярным дополнением к аудиосистемам и предназначены для воспроизведения самых низких частот (обычно от 20 Гц до 80, 100 или 200 Гц, в зависимости от настройки).

Системные сабвуферы, одобренные THX: ≤20–80 Гц

Сабвуферы профессионального уровня для живого звука: ≤20 Гц ~ 100 Гц

Сабвуферы потребительского класса: ≤20 Гц ~ 200 Гц.

Сабвуферам требуется относительно большое количество энергии для воспроизведения низких звуковых частот. Низкие частоты требуют более медленного движения динамика и большего хода динамика.

Кроме того, мы, естественно, чувствуем эти низкие частоты больше, чем слышим их, и, следовательно, сабвуфер должен воспроизводить более высокие уровни, если мы хотим услышать низкие частоты.

Из соображений электропитания многие сабвуферы имеют питание. Это означает, что у них есть собственный встроенный усилитель и кроссовер (по сути, фильтр нижних частот).

НЧ драйверы (динамики)

Низкочастотный (НЧ) динамик — это более крупный и басовитый динамик в многодрайверной АС.

НЧ динамикам часто поручают воспроизводить частоты от 20 Гц до 2000 Гц. Обратите внимание, что драйвер (динамик) СЧ динамика может снимать некоторую нагрузку с НЧ динамика.

Точно так же сабвуфер вполне может облегчить воспроизведение очень низких частот в НЧ динамике.

Тем не менее, НЧ динамики включены в конструкцию АС для воспроизведения низких частот и обычно соединяются с ВЧ динамиком (в 2-полосных АС) или ВЧ динамиком и СЧ динамиком (в 3-полосных АС).

Чтобы воспроизводить самые низкие частоты, НЧ динамики должны быть большими. НЧ динамик диаметром 12 дюймов и более, вероятно, способен воспроизводить частоту до 20 Гц. Вот почему многие сабвуферы обычно больше.

СЧ драйверы (динамики)

Среднечастотный (СЧ) динамик (иногда называемый пронзительным динамиком или СЧ динамиком, чтобы сохранить тему шума животных) отвечает за воспроизведение средних частот.

Как следует из названия, СЧ динамики предназначены для воспроизведения среднего диапазона частотного спектра — частотная характеристика СЧ динамиков находится в диапазоне, грубо говоря, от 150 Гц до 5 кГц.

Конечно, разные СЧ динамики будут иметь разные частотные характеристики, а разные кроссоверы будут передавать на эти драйверы (динамики) разные частотные диапазоны. Поэтому сложно с уверенностью назвать какой-то конкретный диапазон.

Поскольку задача СЧ динамиков заключается в воспроизведении средних частот, мы обычно видим их только в 3-полосных или 4-полосных АС. Чтобы воспроизвести полный диапазон слышимых частот, динамику, содержащему СЧ динамик, также потребуется НЧ динамик для покрытия низких частот (к которому мы скоро доберемся) и ВЧ динамик для покрытия высоких частот.

ВЧ драйверы (динамики) – твиттеры и супертвиттеры

Высокочастотный динамик (ВЧ-твиттер) — это самый маленький динамик в конструкции АС, отвечающий за воспроизведение самого высокого диапазона частот. Часто этот диапазон составляет от 2 до 20 кГц, хотя некоторые специальные твиттеры могут воспроизводить звуковые волны частотой до 100 кГц.

Обратите внимание, что при использовании в конструкции супертвиттеров, твиттер будет иметь меньшую полосу частот и не должен будет выдавать частоты до 20 кГц.

Помните, что слышимый диапазон человеческого слуха общеизвестен как 20 Гц – 20 кГц.

Подавляющее большинство твиттеров имеют диаметр 1 дюйм (25 мм). Эти легкие ВЧ динамики небольшого диаметра способны очень быстро вибрировать и воспроизводить высокие частоты с высокой детализацией.

Ленточные драйверы (динамики) иногда используются для твиттеров.

Супертвиттеры — это дополнительный драйвер (динамик), который помогает снять часть нагрузки с твиттера.

Он отвечает за воспроизведение самых высоких частот аудиосигнала и позволяет твиттера «сосредоточиться» на воспроизведении более узкой полосы с большей точностью.

Супертвиттеры обычно присутствуют в 4-полосных АС вместе с ВЧ-твиттером, СЧ динамиком и НЧ динамиком. Однако бывают случаи, когда супертвиттер используется вместе с ВЧ-твиттером и НЧ динамиком в трехполосной АС.

2. Принципы работы АС (виды динамиков АС)

АС — это преобразователи, которые преобразуют электрическую энергию (аналоговые аудиосигналы) в энергию механических волн (звуковые волны). Существует несколько методов выполнения этого преобразования, которые мы обсудим в этом разделе.

Различные типы преобразователей АС включают в себя:

  • 1. Электродинамические
  • 2. Магнитостатические/Планарные/Магнитные/Изодинамические
  • 3. Ленточные
  • 4. Электростатические

2.1. Электродинамические драйверы (динамики).

Схема поперечного сечения динамического динамика

Данные динамики на сегодняшний день являются наиболее распространенными. Они работают по принципу электромагнитной индукции для преобразования сигнала в звук.

Если вы знакомы с динамическими микрофонами с подвижной катушкой, электродинамические динамики эффективно используют тот же процесс, только наоборот.

Начнем обсуждение со схемы поперечного сечения электродинамического динамика:

Аналоговый аудиосигнал уровня динамика проходит через звуковую катушку динамика. Эта звуковая катушка представляет собой плотно намотанную цилиндрическую катушку из проводящего провода (часто медного), которая находится внутри круглого выреза в магнитной конструкции динамика.

Эта звуковая катушка подключена к диафрагме динамика, которая затем соединяется с подвеской динамика (паук и объемный звук). Драйвер должен быть спроектирован таким образом, чтобы обеспечить перемещение звуковой катушки вдоль оси Z (вверх и вниз в пределах выреза), одновременно ограничивая перемещение по осям X и Y.

Электромагнитная индукция утверждает, что электрический ток, проходящий через проводник, создает магнитное поле. Переменный ток (аудиосигнал) через звуковую катушку создает переменное магнитное поле.

Поскольку магнитное поле звуковой катушки меняется в зависимости от звука, звуковая катушка взаимодействует с постоянным магнитным полем магнитов динамика.

Благодаря магнитному отталкиванию и притяжению это взаимодействие заставляет звуковую катушку колебаться, имитируя форму волны аудиосигнала.

Поскольку звуковая катушка прикреплена к диафрагме, диафрагма также будет перемещаться вместе со звуковой катушкой.

Движение диафрагмы толкает и притягивает воздух вокруг себя, вызывая увеличение и уменьшение локализованного давления. Эти колебания давления распространяются наружу от драйвера и известны как звуковые волны.

Электродинамические драйверы относительно недороги в изготовлении, но относительно плохо воспроизводят весь диапазон слышимых частот. Это одна из причин того, почему так много динамиков имеют несколько драйверов для покрытия адекватного частотного диапазона.

Отдельно отметим коаксиальные динамики. Коаксиальные динамики (иногда называемые полнодиапазонными динамиками) — это динамики, предназначенные для воспроизведения всего диапазона слышимых частот.

Коаксиальные динамики, как следует из названия, имеют несколько динамиков, которые имеют общую ось движения. Как и упомянутые выше динамики, полнодиапазонные динамики могут быть 2-полосными, 3-полосными или даже 4-полосными. Однако они имеют одну общую ось и по существу созданы поверх или внутри друг друга.

НЧ динамик, СЧ динамик (если применимо), ВЧ динамик и супертвиттер (если применимо) встроены в концентрические круги.

Многие производители автомобилей используют коаксиальные динамики, поскольку они дешевле и проще в установке.

2.2. Магнитостатические/планарные/изодинамические/ магнитные динамики

Диафрагма планарного магнитного драйвера (динамика)

Магнитостатические/планарные магнитные динамики также работают на электромагнитных принципах.

В то время как электромагнитные драйверы имеют звуковую катушку, прикрепленную к конусообразной диафрагме, планарный магнитный драйвер имеет тонкую плоскую (часто прямоугольную) диафрагму со встроенным проводящим проводом.

 Планарный магнитный драйвер (динамик) с двумя магнитными решетками
 Планарный магнитный драйвер (динамик) с одной магнитной решеткой

Этот провод обычно имеет змеевидную форму и проходит через большую часть площади диафрагмы. Рассмотрим следующую иллюстрацию для упрощенного представления о плоской магнитной диафрагме динамика:

Диафрагма динамика плоского магнитного динамика

Когда аудиосигнал переменного тока проходит через проводящие дорожки диафрагмы, внутри и вокруг диафрагмы индуцируется переменное магнитное поле.

Диафрагма обычно располагается между двумя магнитными матрицами/структурами, хотя в некоторых конструкциях используется одна магнитная структура. Это можно представить на следующих иллюстрациях:

Планарный магнитный динамик с двумя магнитными матрицами

Планарный магнитный динамик с 1 магнитной матрицей

Поскольку звуковой сигнал индуцирует переменное магнитное поле в диафрагме, оно будет притягиваться/отталкиваться окружающими его магнитами, заставляя его двигаться.

Диафрагма тщательно соединена с корпусом по всему периметру и движется почти идеально плоско-биполярно (отсюда и название). На диафрагме практически нет полос и складок, за исключением ее периметра. Это обеспечивает очень точный отклик и низкий уровень искажений.

Планарные магнитные драйверы, как правило, способны воспроизводить расширенные частотные характеристики, хотя отдельный сабвуфер может лучше всего воспроизводить низкие частоты.

2.3. Ленточные динамики (хейла и т.п.)

Драйвер ленточного динамика — еще один драйвер, работающий на основе электромагнитных принципов.

Если вы знакомы с ленточными микрофонами, ленточные динамики фактически используют тот же процесс, только наоборот.

Рассмотрим упрощенную иллюстрацию ленточного динамика:

В ленточных конструкциях диафрагма (известная как лента) является проводящим элементом. В отличие от вышеупомянутых типов драйверов, в диафрагме нет никаких дополнительных материалов (встроенного проводящего провода или прикрепленной катушки).

Ленточная диафрагма идеально гофрирована для увеличения ее поперечной жесткости и снижения резонансной частоты. Он также имеет относительно небольшую массу, что облегчает его перемещение и повышает точность его перемещения.

Аудиосигнал переменного тока подается на саму диафрагму, а переменное магнитное поле создается за счет электромагнитной индукции.

Что касается усиления, ленточная диафрагма обычно требует меньшего напряжения и большего тока, чем традиционные динамики, чтобы сохранить относительно хрупкую ленту в безопасности.

Многие ленточные драйверы имеют понижающий трансформатор (или эквивалентную бестрансформаторную схему) для понижения напряжения сигнала при одновременном повышении тока.

Магниты расположены по бокам диафрагмы, а не спереди и сзади, и должны быть мощными, чтобы компенсировать более низкое напряжение и неидеальное расположение. В конструкции ленточного драйвера магниты размещаются очень близко к диафрагме, чтобы улучшить магнитный поток и предотвратить прохождение воздуха через драйвер.

Ленточные диафрагмы/драйверы ценятся за свою точность, но печально известны низкими показателями чувствительности/эффективности и хрупкостью. Они часто используются в качестве ВЧ динамиков и в сочетании с динамиками с подвижной катушкой для воспроизведения всего диапазона слышимых частот в многополосных динамиках.

2.4. Электростатические динамики

Иллюстрация электростатического драйвера

Статический преобразователь/драйвер АС является первым в этом списке, который не использует электромагнитную индукцию в качестве основного принципа преобразователя. Скорее, эти драйверы работают на электростатических принципах.

Если вы знакомы с конденсаторными микрофонами, электростатические динамики фактически используют тот же процесс, только наоборот.

Электростатическая диафрагма динамика обычно больше и тоньше, чем диафрагмы других динамиков, и обычно имеет прямоугольную форму. По всей площади он покрыт проводящим материалом.

Диафрагма должна удерживать положительный электрический заряд, чтобы динамик мог правильно работать в качестве преобразователя. Обычно он заряжается с помощью высокого напряжения смещения постоянного тока или прочного электретного материала.

Электростатическая диафрагма динамика зажата между двумя большими перфорированными пластинами статора, которые действуют как конденсатор с параллельными пластинами.

Схема поперечного сечения электростатического драйвера

Пластины статора и диафрагма электрически изолированы друг от друга с помощью лонжеронов по периметру диафрагмы и пластин.

Электростатический динамик динамика можно представить на следующем рисунке:

Иллюстрация электростатического драйвера

Чтобы лучше представить себе электростатический динамик/диафрагму, посмотрите на эту упрощенную диаграмму поперечного сечения:

Схема поперечного сечения электростатического динамика

Аудиосигнал отправляется на пластины статора, которые действуют как своего рода конденсатор с параллельными пластинами.

Специализированный усилитель должен повысить напряжение предполагаемого аудиосигнала, одновременно сбивая ток. Это необходимо для правильной зарядки высокоомного «конденсатора», также известного как пластины статора.

После подключения к источнику звука статоры в любой момент времени будут заряжены одинаково, но противоположно.

Положительно заряженная диафрагма будет притягиваться к одной пластине, в то время как другая пластина будет толкать ее в любой момент времени. Это заставляет диафрагму двигаться вперед и назад и при этом создавать звуковые волны.

Эти звуковые волны имитируют звуковой сигнал и покидают динамик через перфорированные пластины статора.

Диафрагма электростатического преобразователя, как и диафрагма планарного магнитного драйвера, движется биполярно и практически не создает искажений.

Эти динамики могут воспроизводить весь диапазон слышимых частот, хотя некоторые из них оснащены динамическим НЧ динамиком/сабвуфером для покрытия суббасовых и низких частот.

Продолжение следует…

Материал был составлен на основе компиляции и перевода следующих статей:

  • "How to Choose Loudspeakers?" Автор публикации - Robert Harley. Дата публикации - 03 октября 2023 года. Оригинал - https://www.theabsolutesound.com/articles/how-to-choose-loudspeakers
  • "How to choose the right speakers and get the best sound?" Автор публикации - Ketan Bharadia. Дата публикации - 22 июня 2023 года. Оригинал - https://www.whathifi.com/advice/how-to-choose-the-right-speakers
  • "How To Choose The Right Speakers? A Specific Guidance." Автор публикации - Ciaran Gonzan. Дата публикации - 30 января 2024 года. Оригинал - https://www.audiosk.com/how-choose-speakers
  • "How to choose the loudspeakers?" Дата публикации - 09 февраля 2023 года. Оригинал - https://www.amlux.it/en/blog/194562/how-to-choose-the-loudspeakers
  • "10 Ways On How To Choose The Best Speakers.". Дата публикации -31 января 2023 года. Оригинал - https://www.urbansplatter.com/2023/01/10-ways-on-how-to-choose-the-best-speakers
  • "Choosing The Right Speakers. 3 Questions You Should Ask…" Автор публикации - Kyle Mathias. Оригинал - https://audiouniversityonline.com/choosing-speakers
  • "How To Choose The Perfect Speakers: Your Ultimate Guide" Автор публикации - Tom S. Ray. Дата публикации - 23 апреля 2023 года. Оригинал - https://soundaudioadvice.com/the-perfect-speakers
  • "The Ultimate Loudspeaker Buyer’s Guide 2024" Автор публикации - Arthur Fox. Дата публикации - 13 октября 2021 года (обновлена 3 января 2024 года). Оригинал - https://mynewmicrophone.com/the-ultimate-loudspeaker-buyers-guide

Перевод и компиляция статей - Файзуллин Р.А.